Чем заправляли дирижабли: водород или гелий?

Технологии

Дирижабли заправлялись как водородом, так и гелием, в зависимости от эпохи, страны и назначения аппарата.


💨 Водород — первая эпоха

Преимущества:

  • Водород очень лёгкий и обладает отличной подъёмной силой (примерно на 7–8% выше, чем у гелия).
  • Он был дешёвым и легко доступным в начале XX века.

Недостатки:

  • Взрывоопасен: водород легко воспламеняется при утечке, что стало причиной таких катастроф, как гибель «Гинденбурга» в 1937 году.

Использовался:

  • В большинстве дирижаблей начала XX века, включая германские цеппелины и советские аппараты до 1940-х годов.

☁️ Гелий — безопасная альтернатива

Преимущества:

  • Невоспламеняемый: гелий — инертный газ, он не поддерживает горение и безопаснее для экипажа и конструкции.
  • Хорошая подъёмная сила, хоть и немного уступает водороду.

Недостатки:

  • Дорогой и редкий ресурс (особенно в межвоенные годы).
  • До 1940-х годов гелий в промышленных масштабах добывался почти исключительно в США, которые ограничивали его экспорт.

Использовался:

  • В американских дирижаблях начиная с 1920-х годов.
  • В современных дирижаблях (включая проекты XXI века), в том числе в разработках Aeronova, применяется исключительно гелий.
Газ Подъёмная сила Безопасность Стоимость Применение
Водород ⭐⭐⭐⭐⭐ Исторические дирижабли
Гелий ⭐⭐⭐⭐ ❗️ Современные дирижабли

Как хранится и используется гелий для дирижаблей

Гелий — это инертный и редкий газ, который требует особых условий хранения и обращения, особенно в авиации.

1. Производство и очистка

Гелий добывают в основном из природного газа, содержащего его в виде примеси. Газ обогащают и охлаждают до температуры ниже −260 °C, чтобы выделить гелий в сжиженной форме. Далее его очищают до авиационного качества — без примесей влаги, кислорода и азота.

Качество гелия для дирижаблей должно соответствовать требованиям к чистоте не ниже 99,995% — это предотвращает окисление материалов и потери подъёмной силы.


2. Хранение и транспортировка

  • Сжиженный гелий хранится при температуре около −269 °C в криогенных контейнерах — это минимизирует объём и потери.
  • Газообразный гелий часто хранится в баллонах под высоким давлением (до 300 атм) — особенно на аэродромах или в полевых условиях.
  • Для больших дирижаблей применяются мобильные заправочные станции и централизованные газовые хранилища.

3. Заправка дирижаблей

Процесс заправки требует:

  • Специальных насосов и редукторов давления;
  • Контроля температуры, чтобы избежать конденсации влаги;
  • Тестов на герметичность оболочки и клапанов.

На крупных аэродромах создаются гелиевые станции — как постоянные, так и мобильные. В военных и научных экспедициях дирижабли могут заправляться прямо с передвижных платформ.


4. Повторное использование

  • Современные дирижабли оснащаются системами рециркуляции гелия — при стравливании часть газа улавливается и возвращается в резервуары.
  • Потери гелия минимизируют с помощью гелиеуплотнённых материалов и клапанных технологий с автоматическим регулированием давления.

Гелий — не просто подъёмный газ, а высокотехнологичный ресурс, требующий сложной инфраструктуры: от добычи и очистки до хранения и эксплуатации. Именно поэтому его применение стало возможным только с развитием технологий криогеники и газодинамики — и сегодня он обеспечивает безопасность и эффективность полётов нового поколения дирижаблей.


 

Аэронова - Российские дирижабли нового поколения