Дирижабль, аэростат и воздушный шар: в чём разница и какой из них летает по-настоящему

О дирижаблях

Когда речь заходит о летательных аппаратах легче воздуха, в обиходе часто путают три понятия: дирижабль, аэростат и воздушный шар. Кто-то называет всё подряд «аэростатом», другие уверены, что дирижабли — это музейные экспонаты. На самом деле между этими терминами есть важные отличия, и понимание этих различий помогает оценить потенциал современных технологий — в том числе разработок компании Aeronova, создающей дирижабли нового поколения.

Что такое аэростат?

Аэростат — это общий термин для всех летательных аппаратов легче воздуха, которые поднимаются в небо за счёт подъёмной силы газа (гелий, водород, горячий воздух), а не с помощью аэродинамических крыльев, как самолёты. Ключевое понятие здесь — архимедова сила: объём газа в оболочке легче окружающего воздуха, и аппарат поднимается вверх.

Аэростаты делятся на два типа:

  • Неуправляемые (например, воздушные шары);
  • Управляемые (дирижабли).

Таким образом, дирижабль и воздушный шар — это подвиды аэростатов.

Воздушный шар — самый простой аэростат

Воздушный шар — это неуправляемый аэростат. Он не имеет двигателей, рулей или системы управления. Движение воздушного шара полностью зависит от направления и силы ветра. Управление осуществляется лишь в вертикальной плоскости: пилот может поднимать или опускать шар, регулируя нагрев газа (в случае теплового шара) или сбрасывая балласт.

Воздушные шары широко используются в спорте, туризме и научных наблюдениях. Например, метеозонды — это также разновидность воздушных шаров, которые поднимаются на высоту до 30 км для сбора данных о состоянии атмосферы.

Дирижабль — аэростат с двигателями и рулём

Дирижабль — это управляемый аэростат, оснащённый:

  • двигателями для движения вперёд/назад;
  • рулями для изменения направления и высоты;
  • гондолой (кабиной управления и/или грузовым отсеком).

Это делает дирижабль способным лететь по заданному маршруту, зависать на месте и приземляться там, где нужно, а не там, куда унесёт ветер. Современные дирижабли могут использоваться для мониторинга, грузоперевозок, рекламы, туризма, а также в военных и спасательных операциях.

Существуют три основных типа дирижаблей:

  • Жёсткие — с твёрдым каркасом (как легендарный «Цеппелин»);
  • Полужёсткие — с частичным внутренним каркасом;
  • Мягкие — без жёсткой конструкции, форма поддерживается давлением газа.

Сравнение: дирижабль, воздушный шар, аэростат

Характеристика Аэростат Воздушный шар Дирижабль
Что это? Общий термин Подвид Подвид
Управляемость Не всегда Нет Да
Наличие двигателей Необязательно Нет Да
Газ Гелий, водород, воздух Гелий, горячий воздух Гелий, иногда водород
Применение Разное Туризм, наука, спорт Грузоперевозки, наблюдение, логистика

Почему это важно сегодня?

Сегодня наблюдается ренессанс интереса к аэростатической авиации. Причина проста: дирижабли потенциально способны обеспечить более экологичную и экономичную альтернативу самолётам, особенно в сфере грузоперевозок.

Компании вроде Aeronova, LTA Research и Hybrid Air Vehicles разрабатывают современные дирижабли, которые потребляют в десятки раз меньше топлива, выделяют значительно меньше CO₂ и способны доставлять грузы туда, где нет взлётно-посадочной инфраструктуры.

Понимание разницы между дирижаблем, воздушным шаром и аэростатом позволяет воспринимать дирижабли не как «ностальгический транспорт прошлого», а как технологию будущего.

Заключение

Итак, всё просто:

  • Аэростат — общий термин для всех аппаратов легче воздуха;
  • Воздушный шар — неуправляемый аэростат без двигателей;
  • Дирижабль — управляемый аэростат с двигателями и рулевым управлением.

Разница между ними принципиальна: если воздушный шар подчиняется ветру, то дирижабль — летит туда, куда нужно. И именно этот принцип делает его кандидатом на роль экологичного транспорта XXI века.

Аэронова - Российские дирижабли нового поколения