Когда речь заходит о летательных аппаратах легче воздуха, в обиходе часто путают три понятия: дирижабль, аэростат и воздушный шар. Кто-то называет всё подряд «аэростатом», другие уверены, что дирижабли — это музейные экспонаты. На самом деле между этими терминами есть важные отличия, и понимание этих различий помогает оценить потенциал современных технологий — в том числе разработок компании Aeronova, создающей дирижабли нового поколения.
Что такое аэростат?
Аэростат — это общий термин для всех летательных аппаратов легче воздуха, которые поднимаются в небо за счёт подъёмной силы газа (гелий, водород, горячий воздух), а не с помощью аэродинамических крыльев, как самолёты. Ключевое понятие здесь — архимедова сила: объём газа в оболочке легче окружающего воздуха, и аппарат поднимается вверх.
Аэростаты делятся на два типа:
- Неуправляемые (например, воздушные шары);
- Управляемые (дирижабли).
Таким образом, дирижабль и воздушный шар — это подвиды аэростатов.
Воздушный шар — самый простой аэростат
Воздушный шар — это неуправляемый аэростат. Он не имеет двигателей, рулей или системы управления. Движение воздушного шара полностью зависит от направления и силы ветра. Управление осуществляется лишь в вертикальной плоскости: пилот может поднимать или опускать шар, регулируя нагрев газа (в случае теплового шара) или сбрасывая балласт.
Воздушные шары широко используются в спорте, туризме и научных наблюдениях. Например, метеозонды — это также разновидность воздушных шаров, которые поднимаются на высоту до 30 км для сбора данных о состоянии атмосферы.
Дирижабль — аэростат с двигателями и рулём
Дирижабль — это управляемый аэростат, оснащённый:
- двигателями для движения вперёд/назад;
- рулями для изменения направления и высоты;
- гондолой (кабиной управления и/или грузовым отсеком).
Это делает дирижабль способным лететь по заданному маршруту, зависать на месте и приземляться там, где нужно, а не там, куда унесёт ветер. Современные дирижабли могут использоваться для мониторинга, грузоперевозок, рекламы, туризма, а также в военных и спасательных операциях.
Существуют три основных типа дирижаблей:
- Жёсткие — с твёрдым каркасом (как легендарный «Цеппелин»);
- Полужёсткие — с частичным внутренним каркасом;
- Мягкие — без жёсткой конструкции, форма поддерживается давлением газа.
Сравнение: дирижабль, воздушный шар, аэростат
Характеристика | Аэростат | Воздушный шар | Дирижабль |
---|---|---|---|
Что это? | Общий термин | Подвид | Подвид |
Управляемость | Не всегда | Нет | Да |
Наличие двигателей | Необязательно | Нет | Да |
Газ | Гелий, водород, воздух | Гелий, горячий воздух | Гелий, иногда водород |
Применение | Разное | Туризм, наука, спорт | Грузоперевозки, наблюдение, логистика |
Почему это важно сегодня?
Сегодня наблюдается ренессанс интереса к аэростатической авиации. Причина проста: дирижабли потенциально способны обеспечить более экологичную и экономичную альтернативу самолётам, особенно в сфере грузоперевозок.
Компании вроде Aeronova, LTA Research и Hybrid Air Vehicles разрабатывают современные дирижабли, которые потребляют в десятки раз меньше топлива, выделяют значительно меньше CO₂ и способны доставлять грузы туда, где нет взлётно-посадочной инфраструктуры.
Понимание разницы между дирижаблем, воздушным шаром и аэростатом позволяет воспринимать дирижабли не как «ностальгический транспорт прошлого», а как технологию будущего.
Заключение
Итак, всё просто:
- Аэростат — общий термин для всех аппаратов легче воздуха;
- Воздушный шар — неуправляемый аэростат без двигателей;
- Дирижабль — управляемый аэростат с двигателями и рулевым управлением.
Разница между ними принципиальна: если воздушный шар подчиняется ветру, то дирижабль — летит туда, куда нужно. И именно этот принцип делает его кандидатом на роль экологичного транспорта XXI века.