История дирижаблей в СССР: технологии и цели

О дирижаблях

Путь от парового аэростата до полужёстких кораблей

До Октябрьской революции Россия имела авиационный опыт: ещё в 1908 г. был создан первый отечественный дирижабль «Учебный», а к Первой мировой — флот из примерно 21–23 аппаратов, из которых восемь были российскими.


Первые шаги в СССР: 1920-е начало 1930-х

  • 1920–1921: переоборудован «Astra» в «Красную звезду» — совершил шесть полётов общей продолжительностью около 16 часов.
  • 1930–1932: построены первые мягкие дирижабли: СССР В‑1, В‑2 «Смольный», В‑3 «Красная звезда» и В‑4 «Комсомольская правда». Использовались для агитации, обучения, обследования лесов, тушения пожаров и санитарных миссий.
  • 7 ноября 1932 по Красной площади пролетели четыре дирижабля — важный пропагандистский символ.

Эра полужёстких «В-5» и «В-6»

  • 1932–1933: в Долгопрудном создаётся «Дирижаблестрой»; из Италии приглашают Умберто Нобиле, известного специалиста — разработка и постройка полужёсткого СССР В‑5 (объём 2 340 м³). Первый полёт — 27 апреля 1933 (1 час 15 мин), за год выполнено более 100 вылетов.
  • На основе V‑5 возводят флагман СССР‑В6 «Осоавиахим» (объём ~19 400 м³, длина 104,5 м, грузоподъёмность до 8,5 т).
  • 5 ноября 1934 — первый полёт «В6» под управлением Умберто Нобиле (1 ч 45 мин); 8 ноября — вторые испытания: 5 часов.
  • 29 сентября 1937 — «В6» установил мировой рекорд непрерывного полёта: 130 ч 27 мин.

Пропаганда и технология: масштаб амбиций

  • Запуск дирижаблей носил мощную пропагандистскую функцию: фронты обороны, «народный флот» имени Ленина. Выпуск серии — «Ленин», «Правда», «Сталин», «Колхозник» и пр. собрал 28 млн руб.
  • Выпуск авиамарок, рекламной продукции и масштабная конференция по аэродинамике в 1933 году отражают стратегический интерес.

Вклад в хозяйство и военные цели

  • Во время ВОВ дирижабли использовались как аэростаты-заграждения, в транспортировке водорода и грузов: например, СССР‑В12 и «Победа» совершили более 1500 вылетов и перевезли сотни тонн.
  • Дирижабль «Победа» (1944–47) обеспечивал снабжение аэростатов, черноморскую разведку мин, поиск подводных лодок.

Конец эпохи и трагедия «В‑6»

  • 5 февраля 1938 «В‑6» вылетел в спасательную миссию к исследователям Северного полюса — столкнулся с горой недалеко от станции Белое море. Из 19 экипажа 13 погибло.
  • После падения интерес к дирижаблям резко снизился: в 1940 предприятие свернули, а с 1956 возродили, сосредоточившись на аэростатах-заграждениях.

Наследие и значимость

Аспект Значение
Пропаганда Дирижабли демонстрировали технические амбиции СССР
Технологии Освоение полужёсткой конструкции, сварки, аэродинамики
Прикладное использование Обучение, мониторинг, транспортировка грузов и водорода
Трагические уроки Аварии выявили слабости конструкции и разведочного применения

В СССР дирижабли прошли путь от обучающих аэростатов до рекордсменов и исследовательских платформ. Их ключевые цели: развитие технологии, государственная пропаганда, научно-прикладная деятельность и эксплуатация для нужд хозяйства. Трагедия «В‑6» стала поворотным моментом, после которого дирижаблестроение свернули, но опыт и достижения навсегда остались в истории.


 

Аэронова - Российские дирижабли нового поколения